С древних времен коррупция была одной из самых распространенных и коварных социальных пороков. Когда в нем участвуют государственные должностные лица и выборные представители, это наносит ущерб управлению государственными делами. С конца 19-го века это также рассматривалось как серьезная угроза в частной сфере, подрывая доверие и уверенность, которые необходимы для поддержания и развития устойчивых экономических и социальных отношений. Подсчитано, что сотни миллиардов евро выплачиваются в виде взяток каждый год.
Совет Европы существует поддерживать и далее плюралистическую демократию, права человека и верховенство закона и играет ведущую роль в борьбе с коррупцией , поскольку это создает угрозу для самих основ этих основных ценностей. Как подчеркивается в Конвенции об уголовном праве, коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает благое управление, справедливость и социальную справедливость, нарушает конкуренцию, препятствует экономическому развитию и ставит под угрозу стабильность демократических институтов и моральные основы общества. ,
Подход Совета Европы к борьбе с коррупцией всегда был междисциплинарным и состоит из трех взаимосвязанных элементов: установление европейских норм и стандартов, контроль за соблюдением стандартов и наращивание потенциала, предлагаемых отдельным странам и регионам, посредством технического сотрудничества. программы работы.
Совет Европы разработал ряд многогранных правовых документов, касающихся таких вопросов, как криминализация коррупции в государственном и частном секторах, ответственность и компенсация за ущерб, причиненный коррупцией, поведение государственных должностных лиц и финансирование политических партий. Эти инструменты направлены на повышение способности государств бороться с коррупцией как внутри страны, так и на международном уровне. Контроль за соблюдением этих стандартов поручен Группе государств против коррупции, ГРЕКО
GRECO контролирует всех своих членов на равной основе посредством динамического процесса взаимной оценки и давления со стороны коллег. Механизм ГРЕКО обеспечивает неукоснительное соблюдение принципа равенства прав и обязанностей среди своих членов. Все члены участвуют в процедурах взаимной оценки и соблюдения и без ограничений подчиняются им.
Мониторинг ГРЕКО включает в себя:
- «горизонтальная» процедура оценки (все члены оцениваются в рамках цикла оценки), ведущая к выработке рекомендаций, направленных на дальнейшее проведение необходимых законодательных, институциональных и практических реформ;
- процедура соблюдения предназначена для оценки мер , принимаемых его членами для осуществления рекомендаций.
GRECO работает в цикле: оценки раундов , каждый из которых охватывает определенные темы. Первый оценочный раунд ГРЕКО (2000–2002 гг.) Был посвящен независимости, специализации и средствам национальных органов, занимающихся предупреждением коррупции и борьбой с ней. Он также касался степени и сферы действия иммунитетов государственных должностных лиц от ареста, судебного преследования и т. Д. Второй раунд оценки (2003–2006 годы) был посвящен выявлению, изъятию и конфискации доходов от коррупции, предупреждению и выявлению коррупции в государственном управлении. и предотвращение использования юридических лиц (корпораций и т. д.) в качестве щитов для коррупции. Третий раунд оценки (выпущено в январе 2007 года) касается (а) обвинений, предусмотренных в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, и (б) прозрачности финансирования партий.
Процесс оценки следует четко определенной процедуре, когда GRECO назначает группу экспертов для оценки конкретного члена. Анализ ситуации в каждой стране проводится на основе письменных ответов на вопросник и информации, собранной на встречах с государственными должностными лицами и представителями гражданского общества во время посещения страны. После визита на место группа экспертов составляет проект отчета, который передается стране для тщательного изучения для комментариев, прежде чем он будет окончательно представлен ГРЕКО для изучения и принятия. В выводах отчетов об оценке может быть указано, что законодательство и практика соответствуют – или не соответствуют – положениям, подлежащим проверке. Выводы могут привести к рекомендациям которые требуют действий в течение 18 месяцев или наблюдений, которые члены должны принимать во внимание, но формально не обязаны сообщать о них в последующей процедуре соблюдения.
Одна из сильных сторон мониторинга ГРЕКО заключается в том, что выполнение рекомендаций рассматривается в процедуре соответствия, Оценка того, была ли рекомендация выполнена удовлетворительно, частично или не выполнена, основана на ситуационном отчете, сопровождаемом подтверждающими документами, представленными участником в течение 18 месяцев после принятия отчета об оценке. В тех случаях, когда не все рекомендации были выполнены, ГРЕКО пересмотрит невыполненные рекомендации в течение еще 18 месяцев. Отчеты о соответствии и принятые GRECO дополнения к ним также содержат общий вывод о выполнении всех рекомендаций, цель которого состоит в том, чтобы решить, следует ли прекратить процедуру соблюдения в отношении конкретного члена. Наконец, Правила процедуры ГРЕКО предусматривают специальную процедуру, основанную на поэтапном подходе, в целом неудовлетворительно .
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173)
- Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS 174)
- Дополнительный протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 191)
- Двадцать руководящих принципов против коррупции (Резолюция (97) 24)
- Рекомендация о кодексах поведения государственных должностных лиц (Рекомендация № R (2000) 10)
- Рекомендация об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний (Рекомендация Rec (2003) 4)
https://www.coe.int/en/web/greco/about-greco/priority-for-the-coe