Руководитель Государственного агентства автомобильных дорог Украины Славомир Новак об освоении средств, “умных” системах взвешивания транспорта и закупке зимней техники
На заседании правительства и. о. председателя “Укравтодора” Славомир Новак отчитался о ходе выполнения дорожных работ в Украине. По его словам, подотчетное ведомство почти справилось с запланированным объемом строительства, реконструкцией и ремонтом украинских дорог государственного значения, а вот местные органы власти — нет. Кроме того, “Укравтодор” до конца года получит от “АвтоКрАЗа” 67 единиц техники для содержания дорог в чистоте зимой.
Кто себя не похвалит. Дороги госзначения
В Украине с начала 2018 года прошла новая реформа — децентрализация местных дорог. Это значит, что 70,5% дорог (дороги местного значения) перешли в управление местных органов власти. В управлении “Укравтодора” и областных Служб автомобильных дорог остались 29,5% дорог — государственного значения.
Руководитель “Укравтодора” заявил, что впервые за всю историю Украины процент выполнения запланированных работ на дорогах государственного значения в отдельных областях на сегодняшний день составляет до 97%.
“Лучше всего работы выполнены в Закарпатской области — 97%, Кировоградской области — 92%, Запорожской области — 92%, Волынская и Сумская области — 90%. Самые слабые показатели в Николаевской области — 17%, в Житомирской и Киевской области — 24%. В целом по Украине выполнение 63% от плановых показателей на этот год”, — рассказал Новак.
Статистика освоения средств на ремонт дорог по областям, “Укравтодор”
В среднем по Украине выполнено 63% от запланированных работ, и это “хороший результат”. Ведь, по словам Новака, в европейских странах во время строительного сезона аналогичный показатель составляет около 70%.
ОГА виноваты. Дороги местного значения
А вот с дорогами местного значения ситуация значительно хуже. В начале заседания премьер-министр Украины Владимир Гройсман раскритиковал местные власти за неэффективное освоение средств и пригрозил областным государственным администрациям (ОГА) правоохранительными органами.
“Мы нашли 47 млрд грн. Эту сумму мы направили на строительство, реконструкцию и ремонт украинских дорог. Из 47 млрд грн в этом году 11 млрд грн мы передали на местные органы власти, чтобы на местах была проведена качественная работа (по ремонту и реконструкции дорог — ред.). Но со средствами мы передали ответственность. Но я вижу неэффективное использование средств или нарушения в технологии и т. д.”, — рассказал Гройсман.
Новак продолжил критическое замечание Гройсмана по поводу неосвоения средств местными властями. Он еще раз напомнил, что дороги местного значения не входят в сферу ответственности “Укравтодора”.
За 8 месяцев этого года из запланированных 11,5 млрд грн Госагентство перечислило на счета ОГА 7,2 млрд грн. “Согласно нашей информации, на сегодня освоено 4,3 млрд грн”, — отметил Новак.
На предыдущем заседании правительства появился проект документа о перераспределении средств на строительство дорог между областями. Однако Владимир Гройсман в этот раз уточнил, что решение еще не вступило в законную силу, идет его доработка.
Однако эксперты рынка утверждают, что ни Мининфраструктуры, ни “Укравтодор”, ни любые другие органы власти до конца сами не понимают, как местные ОГА должны осваивать деньги да еще и в огромном количестве. “В сухом остатке получилась катавасия — дороги под управления местным ОГА передали, а вот систему управления дорог общего пользования не построили”, — сообщал ранее в колонке для delo.ua член Комитета дорожного хозяйства Экспертного совета при МИУ Виталий Максименко.
Тендеры
Новак сообщил, что в рамках системы среднесрочного планирования и контрактования на 2-3 строительных сезона вперед. Это новый европейский механизм работы как для “Укравтодора”, так и для подрядчиков.
“Мы впервые наперед планируем не только переходные тендеры, но и объявляем тендеры на 2019 год. Именно в этом году мы объявили 27 тендеров на сумму 5,6 млрд грн. на 2019 год”, — пояснил и. о. главы дорожного ведомства.
Тендеры на 2018-2019 года, “Укравтодор”
Увеличение объема автодорожных работ уже привело к росту количества подрядчиков. Руководитель “Укравтодора” напомнил, что в 2015 году на строительных площадках дорог Украины работало около 10 компаний, сейчас их больше 40.
Умное взвешивание или еще раз о грузовиках
Славомир Новак напомнил, что месяц назад Украина объявила тендер на закупку “умных” систем по взвешиванию транспортных средств в движении.
“Месяц тому мы огласили тендер на покупку системы Weighting-in-motion. Она должна стать частью общей системы интеллектуальных транспортных систем, которые мы со следующего года начинаем внедрять. Пилотный проект предусматривает 6 пунктов на въезде в Киев. За два-три года должно быть не менее 300 пунктов”, — спрогнозировал Новак.
delo.ua ранее сообщало, что в Мининфраструктуры в который раз реанимировали вопрос строительства в Украине автоматических систем взвешивания транспортных средств (ТС). Как сообщил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, уже в 2019 году на подъездах вокруг Киева появятся “умные” комплексы.
Чуть ранее в МИУ уже заявляли о планах строительства таких систем за 2,1 млн евро.
Кроме того, эксперты рынка высказали мнение, что в тендерной документации на закупку автоматических систем взвешивания транспортных средств в движении есть ряд недочетов и не ясных моментов. Например, остались не ясны требования к минимальной толщине слоя дороги или штрафы для защиты от вандализма.
Акцент на технику
Новак также доложил Гройсману, что “Укравтодор” выполнил поручение премьера и закупит у украинского производителя технику для содержания дорог в зимний период.
“Мы завершили процедуры закупки техники для зимнего содержания дорог, согласно вашему поручению, господин премьер-министр. Планируем в ближайшее время подписать договор с победителем в тендере — украинской компанией на 310 млн грн”, — рассказал Славомир Новак.
Согласно информации, которую журналисты Delo.UA нашли в системе публичных закупок ProZorro, ГАК “Автомобильные дороги Украины” заявило о намерении заключить с АО “АвтоКрАЗ” (ключевой бенефициар — народный депутат Украины Константин Жеваго) договор о поставке 67 единиц большегрузных мототранспортных средств на сумму в 310 млн грн. Один такой автомобиль обойдется ведомству в почти 4,63 млн грн.
В целом это позитивная новость, так как дорожное ведомство не первый год жалуется на недостаток техники для обслуживания зимой. По данным “Укравтодора”, по нормативам на балансе компании должно быть 13 тыс. единиц техники, тогда как на 2017 год в наличии только 4,4 тыс. Средний возраст техники насчитывает 15-20 лет, большая часть которой не подлежит ремонту.