Любимые тактики ведущих журналистов-расследователей

За последний год у меня была возможность взять интервью у десятков журналистов-расследователей об их любимых инструментах и методах. В нашей серии статей их советы продемонстрировали глобальной аудитории репортеров, что есть множество тактик для разоблачений и расследований, и что регулярно появляются новые эффективные цифровые инструменты, которые помогают копнуть глубже. И, при этом, почти в каждом интервью ведущие разоблачители мира указывают примерно на два десятка методов, которые выручают их почти во всех расследованиях и впечатляют своей эффективностью.

Большинство из них не требуют затрат или навыков программирования, а некоторые включают простые правила, позволяющие расследователям найти труднодоступные источники или неуловимые доказательства.

Во второй части этой серии я представляю дюжину инструментов, которые стали фаворитами многих репортеров. А здесь я перечислю список тактик и лайфхаков, которыми с удовольствием пользуются многие ведущие журналисты-расследователи.

Воспользуйтесь трюком с папкой при встрече с источником. Когда журналист-расследователь впервые приходит в дом к потенциальному источнику информации, перед ним, как перед коммивояжером, могут в считанные секунды захлопнуть дверь. Репортер New York Times Расс Бюттнер обнаружил тактику, которая помогает держать дверь открытой как можно дольше, чтобы успеть «закинуть удочку» для интервью. Его совет — прийти на порог с толстой папкой под мышкой. Бюттнер использовал этот прием, когда разоблачал налоговые схемы Трампа. По его словам, толстая папка подразумевает, что репортер уже знает большинство фактов, и может избавить источник от страха, что он будет нести ответственность за основные обвинения в расследовании. Он отметил, что в папке может быть чистая бумага, распечатанные письма из спама или что-либо еще, лишь бы было видно, что документов много.

Изучите Google Maps, чтобы найти видео с камер наблюдения. Увеличивайте масштаб Google Maps, пока не появятся названия близлежащих магазинов и других заведений, и, при необходимости, позвоните руководству этих магазинов, чтобы запросить видео с камер, которое может содержать кадры интересующего вас события. Если вам откажут, отправьте менеджерам ссылку на ваши публикации по этой тематике, а затем попросите еще раз. Журналисты говорят, что владельцы камер могут передумать, увидев ваши намерения.

Инструменты и расширения с открытым исходным кодом, которые Джейн Литвиненко из BuzzFeed считает «незаменимыми» для расследования дезинформации на основных каналах — особенно правых групп. Изображение предоставила Джейн Литвиненко.

Копайте глубже, используя простые поисковые операторы. Один из методов онлайн-поиска, который ведущие журналисты-расследователи используют каждый день, и который, возможно, является самым мощным — это логические операторы. (Примечание редактора. Полный список операторов расширенного поиска Google опубликован в блоге Джошуа Хардвика. Русский перевод списка вы найдете тут.) Большинство пользователей Google уже знают, как сузить поиск с помощью кавычек вокруг ключевых слов и как использовать термины заглавными буквами, такие как «ИЛИ» для поиска альтернатив. Но есть и другие основные операторы, которые существуют уже много лет, и регулярно служат журналистам:

  • “Site:” чтобы сузить поиск до домена, например, “site:UK” чтобы ограничить его Великобританией, или “site:gijn.org” — поиск на конкретном веб-сайте.
  • “Ext:” для поиска документов в форматах PDF, CSV и DOC.
  • “AROUND(*)” (заглавными буквами) между двумя ключевыми словами, чтобы найти документы, в которых нужные два термина могут появиться в одном и том же абзаце. Вы можете поэкспериментировать с цифрами. Их нужно добавить в скобки, чтобы угадать общее количество слов, которые могут быть между основными терминами — возможно, 17 для предложения или 7 для заголовка.
  • «Трюк с исключением». Если вы нашли загадочное видео или изображение в социальной сети, поищите, где еще оно могло появиться, вставив ссылку в Google, и исключив первоначальную платформу со знаком минус. Например, «-site:youtube.com» или «-site:instagram.com». Знак минус также можно использовать, чтоб исключить любой термин или для того, чтобы найти, какую должность человек занимал до назначения на нынешнее место работы.

Перестройте своё поисковое мышлениеЧтобы найти интервью Смита по какой-либо теме, попробуйте поискать фразу, которая может там содержаться, со словами, «Смит говорит» или «Смит сказал». Не упоминайте в поиске слово «интервью», оно вряд ли есть в оригинальном тексте. Чтобы найти карту, используйте ключевое слово, которое часто пишут на картах, например, «масштаб», а не «карта».

Используйте «хитрость с геолокацией», чтобы найти свидетелей и зацепки в реальном времени. Несколько журналистов описывают этот метод как меняющий правила игры, особенно в случае ускоренных расследований. Введите приблизительное местоположение или адрес события в Google Maps, щелкните правой кнопкой мыши и скопируйте долготу и широту в разделе «What’s Here». Перейдите в TweetDeck, введите «geocode:» (включая двоеточие) и вставьте скопированное рядом, но убедитесь, что вы удалили пробелы или тире. Наконец, добавьте запятую и радиус — например, «1 миля» — и вы получите все твиты и изображения в социальных сетях в этом радиусе. Вы можете еще больше сузить поиск с помощью ключевых слов, таких как «рейд» или «полиция», чтобы найти сообщения по этой теме.

Пользуйтесь бесплатными и удобными инструментами шифрования. Не откладывайте создание аккаунта Protonmail для отправки зашифрованных электронных писем и скачайте Signal для безопасного общения. Используйте бесплатный менеджер паролей, которому доверяют журналисты, например LastPass. Он будет генерировать безопасные пароли под одним выбранным вами мастер-паролем. Используйте защищенный браузер, такой как Firefox, и удалите неподдерживаемые многими браузеры, как Internet Explorer.

Если в вашей стране нет законов о доступе к информации (FOI), подавайте запросы в тех странах, где такие законы действуют. Это особенно эффективно для расследований в сфере безопасности и разоблачения слежки. Поскольку крупные компании предоставляют технологии слежки и наблюдения по всему миру, а правительства сотрудничают в области безопасности, Берил Липтон из Electronic Frontier Foundation считает, что репортеры могут найти подсказки о шпионском ПО в своей стране, изучая открытые данные в странах со свободным доступом к информации. Ознакомьтесь с руководством GIJN по применению законов о доступе к информации, включая электронную таблицу со списком стран, где разрешены запросы иностранных граждан. Кроме того, читайте руководство IRE по трансграничным запросам FOI.

Еще одна популярная тактика обнаружения слежки — обратить внимание на международную деятельность компаний, которые заявляют, что продают свое шпионское ПО только внутри государства. По данным правозащитных организаций и исследователей, израильская NSO Groupболгарская Circles и Cellebrite являются тремя такими фирмами.

investigative journalism tactics

Журналисты-расследователи из Лимы работали рука об руку с сотрудниками крематория, чтобы оценить реальное число погибших от COVID-19 в Перу. Фото: Омар Лукас. Изображение: IDL-Reporteros

Обратитесь к надежным источникам и наборам данных для измерения смертности от COVID-19. Репортеры от Сомали до Перу использовали новаторские методы для проверки заявлений национальных и региональных властей о количестве погибших во время пандемии; и, в большинстве случаев, обнаруживали, что официальные данные сильно занижены. Среди источников, к которым обращались журналисты, были водители скорой помощи, записи и эфиры переговоров служб экстренной помощи, могильщики, сотрудники крематориев и местные порталы открытых данных. Некоторые редакции сравнили общее количество смертей — которое иногда называют «смертностью от всех причин» — с предыдущими периодами, чтобы оценить избыточную смертность во время пандемии. Усилия по сбору данных из некрологов, как правило, оказались менее эффективными, но спутниковые изображения новых массовых захоронений помогли найти убедительные доказательства всплеска смертности.

Попросите иностранных коллег записать интервью с отказавшими вам чиновниками. Не совсем понятно, почему это работает, но журналисты из нескольких редакций подтвердили GIJN, что высокопоставленные государственные служащие, как правило, чаще отвечают на деликатные вопросы, когда звонок поступает от зарубежного журналиста. В рамках скоординированной и успешной стратегии одного недавнего расследования, репортер перуанской некоммерческой организации OjoPúblico (членская организация GIJN) позвонил представителям чилийских властей. Тем временем коллега из Чили позвонил аргентинским чиновникам, а еще один их коллега из Аргентины позвонил властям Мексики.

Вашингтонский журналист Уилл Фицгиббон из Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) отметил, что трансграничные звонки теперь являются общей стратегией в ICIJ. Например, один тоголезский политик отказался от разговора с журналистами из Того, но принял звонок Фицгиббона, увидев на телефоне телефонный код «202». Чиновник ошибочно подумал, что с ним хотел связаться кто-то из посольства Того в Соединенных Штатах.

Если вы живете в условиях автократии, освещайте события так, будто находитесь в демократической стране. Редакторы предлагают коллегам-журналистам из авторитарных стран несколько радикальных советов: работайте и пишите так, будто в вашем обществе нормально функционируют институты правосудия и подотчетности. На саммите RightsCon в мае опытный редактор-расследователь Ник Доус отметил мужество, которого требует эта тактика, резюмируя ее фундаментальные преимущества следующим образом: «Один из способов сохранить демократическое воображение — действовать так, будто живешь в условиях демократии». Редакторы считают, что такой образ мышления помогает предотвратить самоцензуру, а также поддерживает высокую планку ответственности перед угнетенной аудиторией.

Вынуждайте «отшельников» выходить в свет, апеллируя к их гордости. Даже «плохие парни» могут быть мотивированы негодованием, а субъекты, отказывающиеся от комментариев, — привлечены к ответу с помощью этой тактики: бросьте вызов вашему собеседнику, поставив под сомнение его уверенность в чем-либо. Вот мой собственный опыт использования этого подхода: когда я работал в Sunday Times в Южной Африке, я не смог взять интервью у государственного подрядчика, который строил дома для бедных. Они оказались настолько некачественными, что многие просто разрушились во время небольшой бури, нанеся жителям серьезные травмы. Нанятый нами строительный инспектор обнаружил десяток проблем со строительными материалами, попутно отметив высокое качество кирпичей. В моем последнем запросе на интервью с подрядчиком я сказал ему: «Есть вопросы о качестве кирпичей, которые вы использовали». Мужчина был настолько возмущен, что согласился на интервью и даже позировал для фотографии со своими качественными кирпичами, использованными в разрушенном доме.

Доверяйте соглашениям, заключенным с вашими конкурентами. Практика показывает, что совместная работа редакций действительно ускоряет сложные расследования, а не вредит им. От России до Чили редакторы-расследователи утверждают, что трансграничное сотрудничество и возможность делиться собранной информации повышают эффективность работы и влияние крупных расследований. В то же время многочисленные совместные проекты доказывают, что редакции действительно могут доверять друг другу конфиденциальную информацию и устанавливать общие сроки. Редакторы отмечают, что случаи нарушения дедлайнов или публикации материала раньше других сейчас настолько редки, что об этом можно не беспокоиться. Совместный проект в Демократической Республике Конго (ДРК) показывает, как эта стратегия может окупиться: одна редакция внесла свой вклад благодаря знанию языков, другая — используя навыки работы с данными, третий партнер помог отыскать источники, и конечно, не обошлось без мужества местных репортеров. Благодаря перекрестной проверке фактов и кросспостингу, доверие аудитории и влияние материала возросло, а безопасность усилилась, поскольку находящиеся в зоне риска местные репортеры смогли сообщить о своих находках со ссылкой на публикации СМИ-партнеров, вышедшие сразу после общего дедлайна.

 


Рован Филп (Rowan Philp) – лауреат многих журналистских наград, работавший более чем в двух десятках стран. В течение 15 лет Филп был главным репортером и главой лондонского бюро Sunday Times в Южной Африке. Сейчас он живет и работает в Бостоне.