Верховная Рада ожидаемо проголосовала за представления генпрокурора Юрия Луценко, лишив Надежду Савченко не только депутатской неприкосновенности и дав согласие на ее задержание и арест. Против голосовали только два нардепа БПП, которые «всегда против» и бывшие «регионалы», пообещав ей юридическую и медийную помощь в предстоящем суде. Так что, show must go on.
Обвинения ГПУ
Процесс лишения Савченко неприкосновенности начался ранним утром в четверг в кинозале «под куполом» на заседании регламентного комитета. На него заблаговременно приехал генпрокурор Юрий Луценко и нардепы. Охрана парламента была усилена: на входах – тщательный досмотр вещей, в кулуарах – большое количество сотрудников УГО.
Опаздывала только сама Надежда, которая появилась в парламенте, когда комитет уже начал работу.
Первым слово взял Луценко. Он в красках рассказал, как ещё в 2017 году «гражданин Владимир Рубан и народный депутат Надежда Савченко вступили в заговор и планировали широкомасштабный террористический акт в центре столицы с целью захвата власти». Они, со слов прокурора, вели переговоры с лидером так называемой ДНР Александром Захарченко и получали от него оружие из ОРДЛО для реализации кровавого сценария с обстрелом и подрывом Рады, захватом домов и убийством руководителей государства. В том числе, прорабатывался план обстрела президентского кортежа с целью ликвидации Пётра Порошенко.Также Савченко, по версии прокуратуры, все это время вела подрывную деятельность в АТО, продолжая переговоры с военными для их вовлечения в заговор. Но офицеры ВСУ, как подчеркнул Юрий Луценко, сразу же сообщили в СБУ о неадекватных планах Савченко и Ко идти на Киев и свергать власть.
«Рубан и Савченко были уверены, что офицеры на их стороне и готовы принимать участие в их планах… Все эти действия зафиксированы на видео и аудио по санкции суда. Все это будет продемонстрировано сегодня в зале Верховной Рады», – анонсировал «кино» генеральный прокурор.
Такие планы «тянут» на длительный тюремный срок – от 15 лет лишения свободы и до пожизненного. Поэтому генпрокурор обратился к членам комитета учесть «все угрозы и тяжесть обвинения», попросив удовлетворить все три его представления, включая разрешение на арест Савченко.
Надежда в ответ на спич генпрокурора отреагировала традиционно эпатажно:
«Кино когда крутить будете?», – переспросила она, чем вызвала улыбки у членов комитета.
Сюрреализм и гранаты
Все обвинения в подготовке теракта со взрывом купола Рады Савченко назвала «маячней». Ведь, по ее словам, «для начала нужно как минимум несколько раз сделать пристрелочные выстрелы».
«Я не знаю, сколько нужно занести тротила, чтобы подорвать конструкцию Верховной Рады и Кабмина. Знаете, все это были шутки! Я вообще могла снять комнату в гостинице «Киев» напротив Рады. Тогда я бы могла уже несколько раз пристреляться, а Рада была бы постоянно под угрозой», – продолжала она.
Савченко объяснила, что все переговоры с Рубаном и «целым объектом А, а это не один офицер», были ее «политической провокацией». Якобы изначально она поняла, что за ней ведётся слежка и ее специально вовлекли «в этот сюрреализм». Она же начала играть, чтобы раскрыть весь «этот бред», ее же словами. Но факт перевозки оружия вместе с Рубаном вновь подтвердила.
После чего неожиданно для всех Надежда начала рассказывать интимные подробности ее участия в «спецоперации». О том, как ее пытался соблазнить один из засланных агентов, но она «не повелась на эту дешевку». В этом контексте Надя непонятно по какой причине вспомнила Оксану Забужко, пытаясь при этом вспомнить, но все-таки, забыв, название ее книги («Полевые исследования украинского секса»). Кстати, это не первый раз, когда в своих выступлениях Савченко вспоминает то Зимбабве, то Шарля де Голля, путая названия стран и имена.
На лицах членов комитета, которые слушали все это, сидя напротив, было явное недоумение. И вдруг Надя решила всех взбодрить, вспомнив об обвинениях, что в ее сумке боевые гранаты.
«Я сейчас вам их покажу», – сказала она, встав с места, что вызвало волнение как нардепов, так и журналистов.
Далее последовала хорошая pr-заготовка. Савченко демонстративно достала два больших и спелых граната, положив их на стол перед нардепами. Правда, напомнила, что при желании давно могла бы подорвать всех и вся.
В финале заседания о гранатах вспомнил и Юрий Луценко, попросив Савченко не пугать его «близостью смерти».
«Я был возле нее на 31-й день голодовки. И я знаю, что это такое, только я тогда скинул 23 килограмма и получил 16 дыр в желудке, а ты вышла накачанная российской пропагандой об оружии на Майдане, о деньгах на Майдане», – заявил он.
«Да нет, я была на Майдане и видела твои преступления», – отрезала Савченко в ответ.
Генпрокурор попросил ее не перебивать и посоветовал «жевать гранаты»…
«Фильм-фильм-фильм!»
В итоге Комитет ВР по вопросам регламента единогласно одобрил все три представления генпрокурора, рекомендовав парламенту лишить Савченко депутатской неприкосновенности, дать согласие на ее задержание и арест в виде меры пресечения.
Ближе к 12-00, после «антракта», в ходе которого Надя напоказ выбрасывала документы с рабочего места, выходила покурить под Раду и пообщаться с немногочисленными сторонниками, в сессионном зале началась кульминационная часть.
Луценко с трибуны повторил все обвинения, попросив дать время для демонстрации видеодоказательств. Наконец-то, на экранах перед депутатами появилась картинка оперативной съемки. Но уже с первых секунд стало ясно, что с записью технические неполадки. Спикер Андрей Парубий поручил «наладить видео». После вынужденной паузы нардепам все-таки продемонстрировали «кино». Хотя с плохим звуком из-за фиксации явно на «жучек» в наручных часах агента. Из-за чего стук стрелок был лучше слышен, чем разговоры фигурантов заговора: Савченко, Рубана и двух агентов – «Кота» и «Березня».
Сама Савченко наблюдала за видео и происходящим в зале, часто смеясь и покачивая головой. То выходила в проход, становясь напротив Луценко, многозначительно поглядывая на часы.
Заключительное слово перед голосованием Надежда начала с вопроса к депутатам из телеролика, показала звезду Героя и депутатское удостоверение, пообещав их сдать.
Напомнив власти о «красных линиях», Савченко вдруг замолчала, стоя за трибуной. Не скрывая ухмылки, она сказала спикеру, что по регламенту у неё есть 15 минут для выступления и «дальше мы просто подождём», – опять играла она на нервах нардепов.
Но Парубий предупредил, что «никто не будет ждать в этой трагической молчанке». Затем последовали выступления от фракций о недопустимости террора в Украине и голосование за лишение неприкосновенности и разрешение на арест.
После публичных заявлений Луценко о связи Савченко с «Украинским выбором» Медведчука и «кураторами из Кремля», нардепы «Оппоблока» Добкин, Балицкий, Шуфрич, Новинский, Шурма, Рабинович, Скорик и Гуляев из «Видродження» ожидаемо проголосовали против. Нестор Шуфрич в комментарии LB . ua объяснил свою позицию тем, что «по Станиславскому, не поверил в предъявленные обвинения». Экс-«регионал» и один из основателей партии «За жизнь» Евгений Мураев и вовсе пообещал юридическую и информационную поддержку Савченко в суде.
Два «мажоритарщика» БПП: Аркадий Корнацкий и Вадим Кривохатько, проголосовавшие в унисон с экс-соратниками Януковича, отказались общаться с прессой и объяснять свою позицию. Позже, в комментарии LB.ua Аркадий Корнацкий, много лет проживший в России, объяснял, что проголосовал против из-за «недоверия к Луценко».
«Это нардепы-аграрии, у них просто проблемы с прокуратурой. Они всегда против. Вот и голосовали так», – объяснил LB . ua нарушение партийной дисциплины один из коллег по фракции.
Диагноз или хитрая игра?
У любого, кто наблюдал за происходящим, возникал в первую очередь один вопрос – адекватна ли Надя? К слову, тема психического здоровья Савченко поднималась не раз еще со времён ее возращения в Украину после двухгодичного заключения в России. А после обнародования информации на регламентном комитете Луценко прямо заявил о необходимости ее обязательной психиатрической экспертизы в рамках судебного разбирательства.
В парламенте напомнили, что «никто не имеет права принудить к такой проверке. Это раз. Во-вторых, не стоит забывать о посттравматическом военном синдроме. Он может быть, тем более она долгое время находилась не только на фронте, но и за решёткой», – объяснил в комментарии LB.ua глава фракции «Самопомич» и психиатр по образованию Олег Березюк.
В то же время, бывший комбат и внефракционный нардеп Андрей Билецкий уверен, что состояние Нади не имеет никакого отношения к послевоенному синдрому.
«Это клиника. Она психически изначально нездорова. А власть ее просто использовала в своих целях. Мне как военному, смешно, когда я читал о планах по подрыву Рады, купола, обстрела минометами. Это не налазит на голову. К сожалению, спецслужбы могут очень легко использовать таких нездоровых людей, вложить им в уста то, что нужно. С Савченко разыграли эту комедию в определенных целях. Власти сегодня нужен импульс, посыл, что обществу угрожает террористическая атака», – сказал он LB.ua.
Но есть в Раде и те, кто уверен в полной адекватности Нади.
«Она – двойной агент, умышленно ведёт себя как неадекват. Это традиционное поведение агента и своё задание, поверьте, она выполняет», – уверен один из депутатов-комбатов из «Народного фронта» off-record.
***
После решения парламента и задержания Савченко «шоу с Надей» на самом деле только начинается. В ближайшее время нас ждут бурные судебные заседания, возможно – новые голодовки и точно – громкие обвинения. И неизвестно, в кого именно в итоге полетит эта «граната».