Украина впервые с 2013 года вышла на внешний рынок заимствований без поддержки России или США. Ее выпуск еврооблигаций установил сразу несколько рекордов: самый длинный (15 лет) и самый большой ($3 млрд) бонд с приемлемой доходностью. Хотя Минфин достиг всех своих целей – дефицит бюджета-2017 профинансирован, а пиковые выплаты 2019-2020 годов уменьшены, выпуск все же сумел вызвать поляризацию мнений экспертов от «перемоги» до «зради» (укр.).
Скинулись на троечку
Украина провела первое свое рыночное посткризисное размещение еврооблигаций: инвесторы 18 сентября подписались на ее облигации на сумму $3 млрд, а оплатить их должны 25 сентября. Доходность бумаг – 7,375% годовых – оказалась ближе к верхней границе ожидаемого финансистами диапазона в 7-7,5%. Объем привлечения, впрочем, они прогнозировали меньше – $2,5 млрд. Этот самый длинный в истории Украины бонд будет погашаться четырьмя равными платежами каждые полгода, начиная с 25 марта 2031 года.
Замминистра финансов Юрий Буца был «поражен интересом к Украине как к эмитенту»: порядка 350 инвесторов подали заявки на общую сумму $9,5 млрд. «Финальная аллокация произошла среди примерно 300 инвесторов, из которых 78% – asset managers, 15% – хедж-фонды. 46% инвесторов из США, 36% – Великобритании, 16% – континентальной Европы», – сообщил Юрий Буца.
«Объем заявок говорит лишь о том, что в мире есть аппетит к рисковым бумагам, коими являются еврооблигации Украины. Это было также видно из новостей об успешных размещениях таких рисковых бумаг, как облигации Аргентины, Беларуси, Ирака и Таджикистана. Сам факт большого объема заявок ни о чем не говорит, ведь большинство заявок, то есть все отвергнутые, были по ставке выше, чем 7,375%», – отмечает руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.
Ставка бонда оказалась самым обсуждаемым параметром выпуска. Некоторых экспертов она возмутила, ведь многие банки, в том числе и государственные, привлекают валюту от вкладчиков под намного меньшие проценты, а Минфин привлекает валютные ОВГЗ под меньшие ставки. «Зачем заимствовать под 7,375% на внешних рынках, отклоняя заявки и желания инвесторов на внутреннем рынке под 4,75-5%?» – удивился экс-первый замминистра финансов, внештатный советник главы государства Игорь Уманский. Но сравнивать ставки внутреннего и внешнего рынка некорректно, ведь на внутреннем рынке нет практики таких больших привлечений на 15 лет.
Высокая доходность – это не единственная причина, почему кредиторы заинтересовались Украиной. Управляющий директор, руководитель аналитического департамента ИК Magister Capital Тантели Ратувухери говорит, что целый ряд событий разогрел интерес инвесторов к нашим еврооблигациям. «Сначала JP Morgan «выстрелил» с рекламой украинских варрантов. Потом буквально накануне размещения выступил Citi на рынке ОВГЗ. А до того ЕБРР решил играть на рынке ОВГЗ и гривневых ресурсов. К участию в нынешней операции также могло толкать желание инвесторов гарантировать возврат своих вложений перед угрозой дефолта Украины в 2019-2020 годах», – считает эксперт.
Целевое назначение
Речь идет о том, что Украина пообещала инвесторам, что часть вырученных от продажи еврооблигаций денег тут же выплатит держателям бондов, которые обращаются на рынке до 2019-2020 годов. В день получения $3 млрд – 25 сентября – Минфин потратит $1,16 млрд из них на выкуп еврооблигаций-2019, а $415,2 млн – еврооблигаций-2020. Облигации этих лет на $661 млн и $1,365 млрд соответственно остаются на рынке.
«Из предложения Минфина видно, что они рассчитывали, что к выкупу бумаг с погашением в 2019 году будет предложено менее $1,5 млрд. Многие инвесторы, принимая решение о покупке облигаций, рассчитывают держать их до погашения: им неинтересны досрочные выкупы. Некоторые рассчитывали, что они останутся уникальными и редкими держателями бумаг с погашением в 2019-м, спрос на которые будет оставаться большим, и это позволит их продать дороже на рынке в будущем», – поясняет Александр Паращий.
По подсчетам главного экономиста ИК Dragon Capital Елены Белан, выкуп коротких бондов сократит объемы выплат по внешнему долгу в 2019-2020 годах до $6,3 млрд и $5,7 млрд соответственно. «Новый выпуск еврооблигаций и выкуп коротких бумаг улучшит валютную ликвидность правительства и уменьшит размер выплат по внешнему долгу в ближайшие годы», – говорит она. Проблема этих пиков сглажена, но не решена.
Остальные средства от эмиссии – $1,3 млрд – пойдут на покрытие дефицита госбюджета-2017. «Остатки валютных средств на счетах правительства после окончания транзакции составят $2,4 млрд, в том числе $1,1 млрд, конфискованные у соратников бывшего президента Януковича и находящиеся на счетах государственного Ощадбанка», – говорит Елена Белан. По ее мнению, этой суммы хватит для финансирования выплат по внешнему и внутреннему валютному долгу минимум до февраля 2018 года. «Или даже дольше, если долларовые ОВГЗ будут рефинансироваться. Ведь в ближайшие два года будут погашаться валютные ОВГЗ на сумму $3 млрд», – говорит Елена Белан. По ее подсчетам, общий объем выплат по внешним долгам государственного сектора в 2018-2019 годах составит более $10 млрд, в том числе $7,6 млрд необходимо будет выплатить из бюджета.
Высокорейтинговые перспективы
Украина рассчитывает, что выпуск положительно отразится на ее рейтингах. «Учитывая сглаживание долговой нагрузки, существует вероятность, что агентство Moody’s все же пересмотрит свое отношение к перспективам украинского рейтинга и приблизит его к другим агентствам», – говорит старший финансовый аналитик ICU Тарас Котович. Агентства Fitch и S&P оценили рейтинг Украины в «В-», а Moody’s повысило его до Caa2.
«Сдерживать рейтинг будет неясность с программой МВФ, а также заметное обострение политического противостояния внутри страны в последнее время. Наиболее вероятной может быть корректировка лишь рейтингового прогноза на позитивный», – ожидает Тантели Ратувухери. Более существенное повышение рейтингов, по мнению Александра Паращия, возможно только после позитивного решения МВФ о пересмотре программы. «Кроме фактора пиковых нагрузок, важными рисками является большая общая долговая нагрузка правительства и политические риски 2019 года», – поясняет финансист.
Завязанные на МВФ
Несмотря на успешный дебют Украины, эксперты не спешат говорить о полноценном выходе страны из кризиса и о возможном отказе от сотрудничества с МВФ. «Можно говорить, что Украина успешно вернулась на долговой рынок. Но это не значит, что она может теперь обойтись без поддержки МВФ и других международных финансовых организаций. Во-первых, риск прекращения сотрудничества как важный фактор возможного ухудшения финансовой и экономической ситуации в Украине прямо упоминается в проспекте эмиссии новых еврооблигаций. И очевидно, что без этого риска ставка размещения могла быть и ниже. Во-вторых, на важности продолжения сотрудничества с МВФ настаивают международные рейтинговые агентства: в случае его прекращения наш кредитный рейтинг может обвалиться, что не позволит Украине привлекать долги на свободном рынке», – поясняет Александр Паращий.
Тантели Ратувухери наблюдает в последние месяцы признаки шаткой ситуации, которая без решительного толчка может откатиться: «Об этом уже вслух говорил представитель МВФ». «Говорить, что это размещение замещает другие источники, особенно кредиты МВФ в золотовалютные резервы, нельзя. Это разные источники и разные условия. Деньги Фонда все же намного дешевле, чем рыночные займы», – напоминает Тарас Котович.
Прожить без МВФ сложно, но можно, и не долго. «Украина давно могла обходиться без МВФ, но не может обходиться без внешних кредиторов. Ведь большие финансовые вливания в страну со стороны ЕС и США практически восполняли отсутствие кредитов МВФ в 2015-2016 годах. И эта тенденция может продолжаться сейчас. Заговорили даже о 50-миллиардной программе Плана Маршалла для Украины», – подчеркивает Тантели Ратувухери. По мнению Тараса Котовича, успешное проведение рефинансирования долга за два года до его погашения открывает хорошие перспективы для новых выпусков. «И уже на более привлекательных условиях. После нескольких дней неизменных пятилетних кредитно-дефолтных свопов их стоимость сразу начала снижаться», – поясняет он.
Автор Руденко Виктория