Финансовая мощь МВФ и других международных организаций, которые вложили миллиарды долларов в Украину, оказала впечатляющее влияние на состояние экономики страны. Реальная заработная плата сейчас выросла почти на 15% с момента аннексии Крыма и вытеснения режима Януковича, которые вызвали серьезный экономический кризис.
Возможно, и неудивительно, что поток положительных чисел замедлился вместе с потоком такой поддержки. Международный валютный фонд в августе пересмотрел прогноз роста ВВП Украины на 2019 год с 4% до 3,3%, и ожидается, что дефицит текущего периода увеличивается быстрее, чем ожидалось.
Нет сомнений, что был достигнут реальный прогресс в реформировании экономики с 2014 года: более прозрачные государственные тендеры, автоматическое возмещение НДС, уменьшение количества незаконных схем уклонения от уплаты этого налога и более дружелюбная дорожная полиция (как бы тривиально это не звучало). По данным Министерства экономического развития и торговли, теневая экономика сократилась на 6-7% от ВВП, что означает, что белая экономика получила 8 миллиардов долларов.
Тем не менее, уровень теневой экономики остается достаточно высоким и составляет от 37% до 50%. Это значит, что около 50 млрд долларов бесконтрольно вращается/циркулирует в экономике вне правового поля. Хотя такая большая сумма наличных денег в экономике не учтена, коррумпированные чиновники продолжают уклоняться от наказания, а конкуренция – оставаться под их контролем. Давайте не будем забывать, что несмотря на значительные инвестиции в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), ни один высокопоставленный коррумпированный чиновник не был заключен в тюрьму по окончательному решению суда.
По мере того, как исчезают некоторые источники коррупционных доходов, сотрудники правоохранительных органов и публичные должностные лица находят новые возможности “заработать”, вне поля зрения международной и украинской общественности. Например, официальный объем производства водки в 2017 году составил меньше половины объема по сравнению с 2013 годом (за исключением Крыма и оккупированных территорий). Утверждения, что это победа в борьбе с алкоголизмом удобны, но все-таки являются ложью.
На многих рынках и в киосках с радостью продадут вам профессионально изготовленную бутылку водки за менее чем половину налога, подлежащего уплате. Налоговые «сбережения» этого черного рынка ежегодно составляют не менее 320 миллионов долларов.
Другие должностные лица обнаружили, что достойным источником прибыли является рынок кофе. Огромное количество растворимого кофе ввозят в Украину по ценам в два-три раза ниже его рыночной стоимости (3-3,5 доллара за кг). Этот кофе затем пакуют в поддельные фирменные пакеты и продают по всей стране.
В правоохранительных органах Украины есть достаточно доказательств этого, предоставленных участниками белого рынка. Однако, до сих пор десятки миллионов долларов, которые исчезают в виде таможенных доходов, слишком заманчивы, чтобы решить эту проблему раз и навсегда. Да и зачем рассчитывать на решение этой проблемы правоохранительными органами, когда ее обязана решить экономическая структурная реформа.Невозможно искоренить коррупцию, когда теневая экономика доминирует в стране. Однако, верно и обратное: невозможно заниматься коррупцией в стране, где нет теневой экономики. Если бы в экономике не было скрытых миллиардов долларов, то как тогда заплатить полиции, чтобы они закрыли глаза на огромное количество безакцизной водки и контрафактного кофе? Возможно, они начнут принимать Visa или Mastercard?
Настало время пересмотреть стратегию борьбы с коррупцией в Украине и принять превентивные меры, а не рассматривать последствия коррупции ex post facto. Для этого ресурсы должны быть более активно перенаправлены на ликвидацию теневой экономики.
Наибольшей движущей силой ликвидности в теневой экономике является выплата зарплат в конвертах. Если этот вопрос решить, то значение физических наличных денег по сравнению с наличными в банковской системе будет уменьшена. Со временем все больше и больше наличных будет задекларировано, и их поступление в теневую экономику резко упадет.
Что необходимо сделать? Мое впечатление, что большинство украинцев предпочитают таки официальную заработную плату, однако многие предприятия и сотрудники спорят, кто должен оплачивать налоги, сумма которых составляет более 50% от “чистой” зарплаты. Это очевидное препятствие для отбеливания экономики.
Меня всегда удивляло отсутствие прогрессивной налоговой системы в Украине. На самом деле, я бы сказал, что налоговая система наоборот – регрессивная: единый социальный налог в размере 22% не взимается, если размер заработной платы достигает 55000 гривен в месяц. Суть системы прогрессивного налогообложения заключается в том, что она гарантирует, что налогоплательщики с низким уровнем дохода должны платить меньше налогов, чем те, кто получает высокие доходы.
Я провел небольшой эксперимент, чтобы посмотреть, как может выглядеть украинская система прогрессивного налогообложения. Вначале я сделал ряд предположений, основанных на данных Всемирного банка, МВФ и Министерства экономического развития и торговли Украины, с целью определения распределения доходов дециле работающего населения. Затем я рассмотрел влияние платежеспособного 10-процентного отчисления в Фонд социального страхования (вместо существующих 22%) и создания стратифицированных налоговых категорий для каждого дециля, согласно которым самые бедные два дециля населения не будут платить налог на прибыль, верхние два дециля будут платить 18-20%, а все остальные будут платить от 6% до 10% вместо сегодняшних 19,5% (включая 1,5% военного сбора).
Если население согласится на этот социальный договор с правительством и откажется от зарплат в конвертах, то в результате налоговые поступления увеличатся примерно на 3,5 млрд. долларов США. Однако потенциальный недостаток заключается в том, что, если население не изменит способ получения своих зарплат, тогда бюджет будет терять до 10 миллиардов долларов.
На первый взгляд, может быть сделан вывод, что статус-кво является самым безопасным. Однако в долгосрочной перспективе следует учитывать последствия, к которым такая система может привести за пределами/вне/без учета налоговых поступлений правительства.
Будет ли эта система успешной, если 50 миллиардов долларов выйдут из теневой экономики? Убежден: от нехватки кислорода, пламя коррупции в Украине, наконец, исчезнет вместе с теневыми доходами граждан.