Неделю назад благодаря прослушке правоохранителями судей Окружного админсуда Киева (ОАСК) страна узнала много интересного о повседневной жизни суда, разразился скандал.
Очередной скандал, поскольку резонансные решения ОАСК и действия его судей в последние время не раз вызвали удивление у политикума и юристов, гнев общественности, а также поднимали вопрос об адекватности работы судебной власти в Украине.
Окружной административный суд Киева – не совсем “простой” суд, поскольку он рассматривает важнейшие споры с субъектами властных полномочий. Пятый президент Украины Петр Порошенко в рамках судебной реформы, в 2017 году, готовил ликвидацию ОАСК, однако так и не довел до конца это дело. А уже через год, во время смены власти, ОАСК во всю “расправил плечи”, приняв ряд скандальных решений.
Среди самых ярких решений – отстранение и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, признание противоправными действий директора НАБУ Артема Сытника и нардепа Сергея Лещенко при разглашении информации о Поле Манафорте, отмена решения о национализации “Приватбанка”, лишение полномочий главы Высшей квалификационной комиссии судей Сергея Козьякова и члена ВККС Станислава Щотки. Этот же суд запретил проводить конкурс на должность председателя Государственной таможенной службы, снял запрет на “президентский” сериал “Сваты”, отменил запрет СБУ на въезд в Украину российского актера, сторонника оккупации Крыма Федора Добронравова, приостановил переименование УПЦ Московского патриархата. В недалеком прошлом именно в этом суде судьи признавали Майдан препятствием, запрещая проводить митинги.
Но неделю назад, 26 июля, в Окружном административном суде города Киева сотрудники Национального антикоррупционного бюро Украины совместно с Управлением спецрасследований Генеральной прокуратуры Украины провели обыск в рамках расследования возможного совершения уголовных преступлений главой и отдельными судьями ОАСК.
Согласно материалам дела, фактически происходило системное вмешательство ОАСК в рассмотрение дел судами со стороны, вмешательство в деятельность других органов государственной власти, высших органов государственной власти, в том числе Конституционного суда, министерств, ведомств, судов. В ГПУ подчеркнули, что эти действия фактически “составляют угрозу национальной безопасности”.
Вовк отрицает все обвинения, заявляя, что административный суд существует для защиты от нарушений со стороны государства: “Все пытаются нас критиковать, думая, что мы должны защищать власть. А мы не должны их защищать. Когда вы приходите с проблемой в суд, вы же рассчитываете на свою защиту, а не на защиту власти?”
По информации источников Цензор.НЕТ, в декабре 2018-го в кабинет к председателю Окружного админсуда Киева Вовку агенты НАБУ установили подслушивающие устройства. Среди 49 судей ОАСК на аудиозаписи попали председатель суда Павел Вовк, судьи Евгений Аблов, Богдан Санин, Игорь Погрибниченко, Алексей Огурцов, члены Высшей квалификационной комиссии судей Сергей Остапец и Николай Сирош, адвокат Александр Кротюк, нардеп Сергей Кивалов и его помощница Антонина Славицкая.
Обнародованная прослушка состоит из многих фрагментов, однако основная часть посвящена конфликту Окружного админсуда с Высшей квалификационной комиссией судей (ВККС). По версии следствия, судьи, опасаясь того, что не смогут пройти проверку комиссии, решили помешать ВККС выполнять свою работу.
Согласно аудиоматериалам, Вовк в ручном режиме влиял на важные решения в отношении госслужащих с помощью верных ему судей. А вот с помощью надежных адвокатов подавались нужные иски для того, чтобы можно было инициировать судебные дела, а также искусственно создать конфликт интересов между ОАСК и ВККС.
Из-за угрозы непрохождения квалификационной комиссии председатель ОАСК Вовк был готов пойти на прекращение полномочий членов ВККС.
Также судьи были готовы принять решения с негативными последствиями для ВККС в случае критической для себя ситуации. Обсуждая данную ситуацию, представители Фемиды не стеснялись в выражениях.
Другая хитрость, которую любят школьники и на которую пошли судьи ОАСК, чтобы избежать прохождения Комиссии, это внезапная “болезнь”. Напомним, что большинство работников суда несколько раз не приходили на оценивание, прикрываясь больничным. На назначенный 10 мая конкурс одновременно “заболели” сразу 34 из 41 судьи Окружного админсуда Киева и не явились на обязательное квалификационное оценивание.
Судя по материалам прослушки, – это одно из любимых решений проблемы председателя ОАСК Вовка, который говорит коллегам, что “надо болеть”.
Однако не все проблемы с ВККС Вовк решал с помощью “больничного”. Для борьбы с Комиссией привлекались и судьи ОАСК, которые должны были вынести “правильные” решения. На судей, которые не желали совершать противоправные действия, председатель Вовк оказывал давление. Особенно яркий многоходовый разговор – как Вовк склоняет судью ОАСК Андрея Федорчука менять свое решение. Федорчук вынес решение законное, но которое Вовк считает вынесенным в пользу ВККС, а надо “выкрутить” в свою пользу.
Вовк просил судью Федорчука открыть производство по делу против членов ВККС и не спешить с его рассмотрением, однако Федорчук поступил иначе.
В итоге Вовк, через другого судью – Санина, говорит, как написать текст решения в необходимой ему редакции.
В итоге Вовк упрекает судью Федорчука, что тот не выполнил незаконное указание председателя ОАСК: “Некомандно ты поступил, Андрюха. Я же не просил тебя – въ#би или не въ#би. Иск не просто так к тебе попал”.
Чтобы в будущем не было подобных ситуаций председатель ОАСК посоветовал Федорчуку “приходить советоваться” перед принятием решений.
Также Федорчук обещает “сделать”, как просит Вовк.
В итоге, в связи с отказом судьи Федорчука вносить соответствующие изменения в текст своего решения, Вовк решил ему отомстить путем искусственного инициирования значительного количества жалоб на него в Высший совет правосудия, с целью привлечения судьи к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
Еще один яркий эпизод в работе главы Окружного административного суда Киева – это то, как он добивался назначения лояльного члена Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) Николая Сироша, используя давление на уполномоченного Верховной Рады по правам человека Людмилу Денисову.
Согласно прослушке, Денисова по требованию главы ОАСК отозвала члена ВККС Андрея Козлова, назначенного по квоте омбудсмена, и предложила на его место Николая Сироша.
Как известно Денисова обжаловала в ОАСК три протокола Национального агентства по предотвращению коррупции. По данным следствия, Вовк использовал этот факт для того, чтобы “убедить” ее провести новые конкурсы на членов ВККС и обеспечить победу “нужных” людей.
При этом в разговоре с судьей Николаем Сирошем, которого Денисова назначила членом ВККС, Вовк отмечает, что “яйца этой уполномоченной у нас”.
Меньше чем через полгода Вовку приходится переживать уже за свои “яйца”, которые оказались в руках правоохранителей: 2 августа председателю ОАСК вручили подозрение во вмешательстве в работу Высшей квалификационной комиссии судей и других возможных преступлениях.
Спустя неделю ни президент Владимир Зеленский, ни глава его Офиса Андрей Богдан (который в силу профессиональной деятельности и богатого политического прошлого тесно связан с судебной властью) еще никак не отреагировали на это резонансное дело, поэтому, чем и когда закончится эта история – пока неясно. Остается лишь надежда на хорошую доказательную базу НАБУ и ГПУ и то, что при рассмотрении дела судебное решение не будет приниматься подобным образом, как в обнародованной прослушке.
Михаил Выговский специально для “Цензор.НЕТ”Источник: https://censor.net.ua/r3141012