Борьба с коррупцией: нужны четкие индикаторы

И депутаты, и эксперты, и гражданские активисты уже давно пришли к единому мнению, о том, что нужен новый подход в области антикоррупционной экспертизы

Не всем известно, что Комитет по вопросам предотвращения и противодействия коррупции ВР проводит антикоррупционную экспертизу парламентских законопроектов. Еще меньше  людей знают, что такую же экспертизу осуществляет и Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАЗК), аудирующее проекты нормативно-правовых актов Кабмина. Однако оно «но» до сих пор вносит серьезную сумятицу в работу: каждый из них использует свои инструменты анализа. Единой методологии нет. А это, бесспорно, способствует дополнительным коррупционным рискам.

За время работы нынешней Рады из 4511 законопроектов, проанализированных парламентским комитетом, 362 были признаны коррупциогенными и заблокированы. Именно поэтому была создана Рабочая группа для обобщения практики деятельности по выявлению в нормативно-правовых актах и проектах нормативно-правовых актов коррупциогенных факторов, а также для разработки проекта единой методологии проведения антикоррупционной экспертизы. Название длинное и мудреное, но полностью отражающее цели рабочей группы. Координировать ее работу поручено мне, поэтому считаю своим долгом информировать украинцев о процессе формирования антикоррупционных фильтров, отсекающих нечистоплотные законопроекты.

Еще одна огромная проблема – нормативно-правовые акты в органах местного самоуправленияИ депутаты, и эксперты, и гражданские активисты уже давно пришли к единому мнению, о том, что нужен новый подход в области антикоррупционной экспертизы, который может быть изложен, например, в форме закона. Есть и более простой механизм межведомственного акта, но он должен быть обязательным для выполнения всеми органами государственной власти, проводящими антикоррупционную экспертизу.

Еще один ключевой момент – создание универсальной современной системы коррупционных индикаторов (так называемых факторов коррупции), разграничивающих коррупционный и не коррупционный законопроекты. Рад, что данный тезис нашел широкую поддержку у экспертов. В рамках рабочей группы нас ждет много примеров законодательного драфтинга. Эксперты справедливо указали и на проблемы игнорирования выводов антикоррупционной экспертизы и, как следствие, – на необходимость установить ответственность за невыполнение предписаний Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Верховной Рады Украины. Очень перспективно выглядит идея внести изменения в Регламент Верховной Рады, делающие невозможным регистрацию законопроекта без положительного экспертного заключения Комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Вопрос изменения регламента – вопрос изменения подхода. Что предлагается? Чтобы без положительных выводов антикоррупционной экспертизы депутат вообще не мог зарегистрировать законопроект.

Думаю, это поможет решить проблему законодательного спама в нынешней ВР и повысит качество подаваемых законопроектов в целом. Принятие закона “О нормативно-правовых актах” обеспечит еще большее очищение, так как в законе будут прописаны четкие критерии. В первом чтении этот проект закона был принят еще в 2010 году. Сейчас есть десятки проектов, которые частично затрагивают процесс создания нормативно-правовых актов. Выработать документ, который устроил бы всех, трудно, но необходимо.

  Еще одна огромная проблема – нормативно-правовые акты в органах местного самоуправления.

Экспертизу там вообще никто не проводит. В большинстве городов Украины нет в электронном виде и свободном доступе решений местных советов. Будет закон, обязательный для выполнения во всей стране, он и эту проблему решит. И тогда у общественности появится возможность контролировать нормативное творчество всей вертикали представительской власти. А пока решения местных советов остаются «нетронутой целиной» для антикоррупционной экспертизы.
 Борислав Береза Народный депутат